Чего стоит вырастить хоккеиста

12.09.19 9:55 451 0

Не секрет, что часто настоящий успех приходил к известным людям во многом благодаря их родителям. История знает немало случаев о том, как родители полностью посвящали себя развитию талантов своего ребенка, и это приносило неплохие плоды. Так произошло и в семье воспитанника глазовского хоккея Никиты Камаева.

Сейчас 78 номер «Прогресса» знают и любят все местные болельщики. Но мало кто догадывается, через какие тернии пришлось пройти Никите вместе со своими родителями, чтобы добиться определенных высот.

Эта история о самых необычных болельщиках Никиты, его самых главных наставниках, о тех, кто не может сдержать эмоций после каждого победного гола – о его родителях – Анатолии и Екатерине Камаевых.

Камаев Никита Анатольевич 2019

«Папа говорил: «В первый раз я тебя вынесу на руках»

- Расскажите, каким был Никита в раннем детстве?

Е.К. – В детстве он всегда был умным, смышленым, целеустремленным.


- На кого он больше похож по характеру?

Е.К. – На обоих. Где-то папины черты есть, где-то мамины. Здесь сложно сказать.


- Когда Вы поняли, что сын проявляет интерес к хоккею?  

Е.К. – Вообще, в нашей семье спортсменов нет. Он у нас первый.
Мы просто пришли на хоккей, когда он был маленький, лет 6 ему было. Ему очень понравилось, и он сказал: «Я бы тоже хотел заниматься хоккеем». Когда мы пошли, нас сразу не взяли, потому что мы еще были маленькие. В те времена в хоккей брали с 7 лет. Папа ему сказал, что, чтобы попасть в хоккей, нужно заниматься спортом, нужно быть сильным, выносливым. И тогда он стал возить Никиту на большой стадион, где он один бегал. Тогда даже на стадион еще не пускали, потому что там сделали новое покрытие, но он все равно вокруг стадиона «наматывал» эти круги. То есть целый год он готовился сам. Потом мы пришли к Сергею Леонидовичу Волкову, он сказал: «Как будет набор, я вам сразу позвоню». Мы пошли в первый класс, и буквально 2-3 сентября нам уже позвонили и пригласили на тренировки.

Самую первую форму мы купили ему с рук, по объявлению, потому что, кто знал, вдруг ему не понравится. Но ему, конечно, все очень понравилось. Бабушка с дедушкой купили ему новые коньки. Он их сразу надел.

Когда мы пришли заниматься, конечно, мы ничего не умели делать. Никита не умел кататься, и папа говорил: «Ладно, в первый раз я тебя вынесу на руках». Мы катались, наверно, месяц со стульчиком, учились. Сергей Леонидович говорил: «Пятьдесят раз упадешь, на пятьдесят первый научишься».

Были тренировки и утром, и вечером, но его это не пугало. Мы спрашивали: «Это же тяжело, там падаешь, стукаться будешь. Может, какой-то другой вид спорта?». Но он сказал: «Нет, я все равно хочу ходить в хоккей, и я буду!» Так и решили.


- С учебой тяжело было совмещать тренировки?

А.К. – Он вообще редкий спортсмен, редкий хоккеист – он учится хорошо. Мама всегда его контролировала.

Е.К. – Да, я все время говорила: спорт спортом, но и про учебу не надо забывать. Он всегда быстро схватывал, хорошо учился, и поэтому учителя шли ему навстречу и всегда отпускали. А так, со школы мы его забирали, бегом бежали на тренировку, носили с собой сок, булочку, чтоб тепло было.

Сначала мы учились в 15 школе. Бегали туда-сюда. Когда утром тренировка, также перед школой, водили, кто сможет: то бабушка, то дедушка, либо мы по сменам работали. В общем, подстраивались хоть как. Тренировки были и в 7 утра, но его это не останавливало. А потом, когда уже стал постарше, и стали дополнительно давать лед, то мы его еще и в 10, и в 11 часов возили. Тогда Алексей Владимирович Безвительнов уже тренировал, он звонил: «Есть возможность покататься, приедете?» Да, конечно! Я говорила Никите: «Уроки сделаешь, тогда поедешь». Он готов был сделать все, лишь бы его увезли на лед.

Камаев Никита Анатольевич

«В Ижевске приходилось ночевать в раздевалках»

- Был период, когда ледовый в Глазове был на ремонте и, насколько я знаю, вам пришлось уехать в Ижевск?

Е.К. – Сначала мы уехали в Киров. Это было очень тяжелое время. Даже страшно вспомнить, какой для Никиты это был период, какая у него была депрессия. Но он этого не показывал.

Было им тогда 13 лет. Кировские сказали: «Приезжайте, все будет». Но, как это всегда бывает, только пообещали. Вместе с нами поехал также Алексей Владимирович. Нас забрали там жить в семью, но, конечно, ничего хорошего – жить в чужой семье. Он месяца два так пожил. Приезжим ребятам там снимали квартиры, и потом мы решили, что лучше пусть он живет с мальчишками. Учился он, кстати, там тоже в хорошей школе, с английским уклоном, и, когда мы уезжали, забирали оттуда документы, директор сказала, что такого ученика, если вы надумаете вернуться, мы возьмем без проблем!

Но потом получилось так, что там команда тоже стала распадаться, и мы решили уехать. Здесь ледовый еще не был открыт, и у нас было на чаше весов: либо заканчивать с хоккеем и учиться, либо заниматься просто для себя.

Мы вроде уже настроились, что все, а он сказал: «Нет, я все равно буду ходить на тренировки, на стадион». Там как раз Сергей Викторович Павлов и Станислав Александрович Хлебников тренировали малышей. Никита стал ходить с ними.

Вскоре Станислав Александрович сказал, что команда будет играть на Россию и, поскольку Никита был старше, с младшими ребятами ему заявляться было нельзя. Заявили за старших. Мы, конечно, очень обрадовались. А потом, когда в Глазове появилась молодежная команда, нам предложили тренироваться и играть в «Ижстали». Пусть это и финансово было тяжеловато, но мы решили, что пусть это будет. В Ижевске они приезжали с игр в 2-3 часа ночи, и приходилось им ночевать в раздевалках, потому что утром надо было на автобус, ехать домой. В общем, ситуации всякие были, выкручивались так, лишь бы ему было хорошо, лишь бы он занимался своим любимым делом.

Но с ремонтом (это 3-4 года), конечно, мы, наверно, многое потеряли, даже физически. Потому что, когда Киров нас пригласил, одну-две игры мы поиграли, а потом все, им надо было ставить своих, и нас посадили. Мы, можно сказать, только тренировались и деньги платили.


- Сейчас, глядя на профессиональный рост Никиты, можете уже с уверенностью сказать, что все это было не зря?

Е.К. - Да. Но нам самим даже приятно вспоминать, потому что это – вся наша жизнь. У нас была такая сплоченная команда, мы, родители, всегда организовывали детям праздники, делали открытие, закрытие сезона, мы сами жили этим, поэтому я считаю, что да, это было не зря. У нас есть, что вспомнить.

А.К. – А сколько мы сами поездили по городам!

Е.К. – Да, мы с ним всегда, когда была возможность, ездили на выезды. Можно сказать, объехали все Поволжье! Мы даже пытались сменами поменяться, только чтобы поехать, посмотреть, поболеть. Ледовый и для нас уже как второй дом.

А.К. – Мы сами заболели хоккеем!

Е.К. – Когда мы только пришли в хоккей, мы не понимали игру. Даже Никита сам нам что-то говорил, учил нас…

А.К. – И учит до сих пор! Говорит: «Как вы смотрите хоккей, если вы чего-то еще не понимаете?!» (смеются)

Камаев Никита Анатольевич Ижсталь

«Мы готовили Никиту к армии, думали о военной карьере. Он сказал: «Нет, я остаюсь в хоккее»

- Говорят, что взаимоотношения тренеров и родителей очень важный компонент в тренировочном процессе. Вмешивались ли Вы когда-нибудь в работу тренера Никиты?    

Е.К. – Нет, никогда. Мы всегда говорили, что ведь в школе тоже есть учитель. Для того, чтобы показать, как ребенок занимается, есть открытые уроки. И тут так же. Есть игры, куда можно прийти и посмотреть. Тренер выполняет свою работу, и я считаю, что не надо вмешиваться. Если ты хочешь что-то дополнительно, можно выйти потренироваться на хоккейной коробке, во-первых, а во-вторых, мы – не спортсмены. Мы, может, очень многое скажем и неправильно. А тренер знает и подскажет так, как нужно сделать. Мы Никиту никогда не ругаем. На это есть тренер. Он разбирает все ошибки. Если есть у сына какая-то заслуга, да, мы его похвалим, и все.


- Вам говорили когда-нибудь, что у него ничего не получится?

Е.К. – Нет, по Никите никогда такого не говорили.

А.К. – У нас тренеры такие были, ни об одном ничего плохого не можем сказать, потому что все нам всегда старались помочь.

Е.К. – Когда он начал кататься, у него было очень смешное катание – на прямых ногах. Над этим катанием сейчас смеются все, но нам никто не говорил, что из него ничего не получится. Наоборот, сказали: «Все нормально, будет тренироваться, будет идти к цели и добьется».

Вообще, с детства он очень привык к самостоятельности, потому что всегда был в поездках. Допустим, собирает сумку, он знает, что ему положить, куда, то есть я вообще уже не лезу. Он знает каждой вещи свое место.

А.К. – Как мы говорим, армию он давно уже прошел.

Е.К. – Да, мы сначала готовили Никиту к армии, думали о военной карьере. Он сказал: «Нет, я остаюсь в хоккее» и все.


- Вы помните его первый индивидуальный приз?

Е.К. – Да, у нас очень много кубков есть. По Поволжью он получал «Лучшего нападающего». Ну и медали, конечно. Он это бережно хранит, у него в  комнате висит его хоккейная майка, все медали, кубки стоят на полке. Он этим очень дорожит.

Камаев Никита Анатольевич медали

«Однажды он приехал с поездки с переломом одной руки и с кубком – в другой»

- Не секрет, что хоккей – очень травматичный вид спорта. Как Вы справляетесь с переживаниями?

А.К. – Однажды он приехал с поездки с переломом одной руки, и с кубком в другой. Ну, мама сразу всегда переживает.

Е.К. – Конечно, очень волнительно, особенно на играх. Но не надо думать о плохом. Травмироваться можно везде. Нужно идти только с позитивными мыслями на игру, и все будет хорошо.


- Вы ведь посещаете каждую игру. Есть ли у Вас какой-то «ритуал» перед играми?

А.К. – Есть всегда, но говорить не будем. Это свое, очень индивидуальное.


- Какой ваш самый запомнившийся момент из хоккейного детства Никиты?

Е.К. – Когда Никита еще был маленький, у них была игра, и он за доли секунды до конца матча забил гол. Выиграл вбрасывание и сразу же забил! Получился победный гол. Вот это самое запоминающееся.

Камаев Никита Анатольевич детство

«Нам пришлось отменить поездку на юг, чтобы купить новую форму»

- Форма, поездки – это было накладно для вашей семьи?

Е.К. – Да. Только сейчас, когда мы находимся в молодежной хоккейной лиге, в нынешнем году нам дали полностью всю форму. Это очень радует! А раньше мы покупали все сами. Когда он приехал с Кирова и когда сказали, что он будет ездить, играть на Россию, тогда ему было 14 лет, он резко вырос. Нам пришлось отменить поездку на юг и ехать в Казань, чтобы купить полностью всю форму. Тогда мы потратили, наверно, 50-60 тысяч. Но мы решили, что это важнее, чем отдохнуть с семьей. Если ему это нравится, если от этого есть отдача и любовь, я считаю, что он достоин этого.


- Клюшки часто ломаются?

А.К. – У-у… Вообще это было страшно. В один сезон он покупал клюшки за 10 тысяч, а они, как назло, буквально на второй день ломались!

А когда Никита был маленький, я эти клюшки сам ремонтировал. Тренеры давали составляющие, а я уже дома собирал их, склеивал.

Е.К. – Даже другим мальчишкам, и вообще всей команде он ремонтировал. Где-то над плиткой грел, соединял клюшки. Алексей Владимирович попросит: «Сможете помочь?» Ну конечно! Мы всегда старались помочь команде. Вот в школе никакого участия в жизни класса мы не принимали. Зато тут – только нам скажи, мы готовы бежать и помогать. Мы живем хоккеем.

Камаев Никита Анатольевич на льду

«Не нужно идти против воли своего ребенка»

- О чем мечтаете лично Вы относительно будущего Никиты?

А.К. – Как о чем? КХЛ, НХЛ!

Е.К. – Да, чтобы поиграл еще, не останавливался на молодежной лиге. Раз он выбрал это, пусть добивается своих целей, идет дальше. Мы чем сможем –  поможем.


- Вы уже наверняка слышали, сейчас под эгидой ХК «Прогресс» занимаются ребята 2010-2011 года. Что бы Вы хотели сказать родителям мальчишек, которые делают выбор в пользу хоккея?

Е.К. – Я бы хотела сказать, что если детям нравится заниматься, то это стоит делать, не надо идти против воли своего ребенка. Нужно все равно где-то его услышать.


- А что пожелаете хоккеистам от лица родителей?

Е.К. – В этом сезоне хочется пожелать им побед. Понятно, что все победы взять невозможно. Но поменьше поражений, побольше побед. Мы всегда болеем за них не только на наших трибунах, но и смотрим трансляции, очень переживаем, оставляем все дела, то есть мы всегда с «Прогрессом», всегда с нашими мальчишками! Только удачи, без травм, хорошего сезона им!


Фото: личные архивы семьи Камаевых

Пресс-служба ХК «Прогресс»


Написать комментарий

Комментирование скоро будет доступно